Индустрия моды традиционно является воплощением «реальных» вещей. Однако, как творческая индустрия, неудивительно, что она попала под влияние цифровой и виртуальной революции. КОВИД-19 ускорил внедрение цифровых технологий в индустрию моды. В этом материале мы затронем правовые аспекты внедрения и использования цифровых технологий. Они также относятся к вопросам, связанным с правами на интеллектуальную собственность.
Учитывая наступление цифровой эры, с ростом виртуального взаимодействия и распространением социальных сетей, вскоре мы будем наблюдать большой спрос на цифровую одежду. Но тут возникает вопрос: если не будет «реальной» одежды, что на самом деле будут покупать/ носить потребители и какие права будут у дизайнера, а какие у разработчика. Такое слияние физического и цифрового создает новые проблемы в области ИС во всех цепочках поставок модной одежды.
Правовые аспекты внедрения современных технологий в бизнес-процессы предприятия
Программное обеспечение используется дизайнерами для экспериментов с их дизайном, изменяя длину, размеры, цвета и ткани одним щелчком мыши. Компьютерное программное обеспечение, скорее всего, будет защищено патентами, авторскими правами и/или торговыми марками, принадлежащими технологическим компаниям. Однако права на то, что создается, могут быть защищены авторским правом и/или правами на дизайн, которые, в свою очередь, могут принадлежать программисту (или работодателю), проектировщику (или работодателю) или покупателю, в зависимости от того, какие соглашения будут подписаны, а какие нет. Грамотное составление договора о передаче прав на интеллектуальную собственность дает возможность сторонам понимать какими правами они владеют.
Современные технологии могут в цифровом виде создавать образцы для виртуальной одежды, сокращая материалы, отходы и время в процессах отбора образцов, что значительно снижает затраты. После пандемии и во время нее, когда фабрики закрыты, установлено ограничения на поездки и приходится долго ждать поставки с других стран, проектирование в виртуальной реальности новых дизайнов – спасение для индустрии моды.Дизайнеры могут передавать или лицензировать свои физические или цифровые творения IT-компаниям для преобразования их в 3D. Полученное 3D-изображение предположительно является собственностью дизайнера при условии соблюдения условий ведения бизнеса. Защита прав интеллектуальной собственности играет здесь очень большую роль.
Правовые аспекты использования цифровых технологий в бизнесе
В конце марта, когда вирус Covid-19 распространялся по всему миру, неделя моды в Токио и Шанхае продолжалась в цифровом формате. Мероприятия проходили на YouTube, Tmall Cloud Marketplace и других сервисах. Бренды представляли шоу на подиумах или запускали видеоролики, снятые до начала коронавируса.
В июле компания Bigthinx (технологическая компания, известная разработанными технологиями для сканирования тела, основанными всего на двух фотографиях – телосложения и селфи) в паре с предприятием Fashinnovation в прямом эфире показала первый 3D виртуальный показ мод. На этом пути будут созданы взаимосвязанные авторские и дизайнерские права, которые в будущем придется распределять, если владельцы захотят использовать их по отдельности. Лицензия на использование объекта интеллектуальной собственности – важный документ, который стоит заключить в процессе между автором и дизайнером.
Правовые аспекты влияния цифровых технологий на бизнес
Уже существует технология, которая позволяет производить цифровую одежду на заказ в реальной жизни. Пока что нет четкого представления, что виртуальная мода когда-либо сможет заменить «реальные» вещи, которые нам нужны для того чтобы одеться. Но по мере того, как наш мир развивается и потенциально могут меняться устройства, социальные сети, платформы и средства массовой информации, это может стать началом развития огромного рынка. В прошлом году Дом моды The Fabricant продал свое платье от Digi-Couture Irridescence за $9500 на конференции на базе блокчейн технологии.
Сейчас различные дома моды активно применяют технологии онлайн примерок. Таким образом, покупатель понимает как вещь будет на нем смотреться. И без задействования цифровых технологий такие программы невозможно произвести.
Вывод
Когда идет активная разработка новых продуктов или услуг, законодательная база не так быстро развивается и нужно немного время для понимания всех правовых аспектов. Как отмечалось ранее, права ИС, созданные в индустрии моды, многочисленны и часто взаимосвязаны. Добавление цифрового измерения усложняет ситуацию. Совместные предприятия и сотрудничество также могут вызывать вопросы о том, кто чем владеет. Те изменения, которые могут быть достаточными для того чтобы последующие промышленные образцы не подвергались судебному преследованию за нарушение прав ИС, – это еще не согласованная область, вызывающая многочисленные вопросы. Для избежания потенциального конфликта, вы можете заказать консультацию по защите интеллектуальной собственности.